Интернет - пособник малобюджетных BTL-акций
01 июня 2005 года /Николай Киселев/
Не
будем доказывать, что интернет - это круто, модно или обязательно
нужно. Тот кто это уже понял - активно использует, кто еще не понял, со
временем поймет. Конечно, есть и категория тех, кто уже попробовал
встретился с горсткой пионеров-безобразников и решил, что больше
никогда, ни под каким предлогом и ни копейки на интернет. Переубедить
их почти не возможно. Но не это цель нашего сегодняшнего разговора.
Мы обратимся к теории и немного пооперируем фактами.
Итак, интернет, сейчас входит в marketing mix не только малого и
среднего бизнеса, а что самое для нас важное – крупных брендов.
Интернет, как и любой канал коммуникации – глашатаи, почта, пресса,
радио, телевидение используется по его прямому назначению, то есть для
передачи информации. Однако, сознание рекламщиков настолько затуманено
телевидением, что кроме односторонней связи с аудиторией – они уже не
представляют себе других вариантов. А зря. Хотя, конечно, им терять
нечего, свое они получат, а клиент
от этого теряет.
Начнем изложение материала. Степень участия интернета и выполняемые задачи в общей программе можно разделить на следующие виды:
1) отсутствие интернета в акции;
2) информационная поддержка в интернете;
3) интернет – центральная часть промо-акции;
4) вся акция проходит только в интернет;
Чтобы определить преимущества и
недостатки каждого из четырех указанных вариантов участия интернета в
акции приведем вариант классификации категорий расходов при проведении
промо-акций (приводится по данным статьи: http://www.btl.ru/b/teoriya.php?setid_teoriya=34):
1) расходы на подготовку;
2) расходы на предложения (призы) в ходе промо-акции;
3) расходы на коммуникацию в ходе промо-акции;
4) расходы на ведение/управление проектом;
5) расходы на промо-компании;
6) иные расходы;
И усовершенствуем его одним дополнением. Разделим расходы на коммуникацию на два подвида:
1) расходы на подготовку;
2) расходы на предложения (призы) в ходе промо-акции;
3) расходы на коммуникацию в ходе промо-акции;
3.1) расходы на привлечение к акции
3.2) расходы на прямую коммуникацию (промоутеры, call-center и т.д.)
4) расходы на ведение/управление проектом;
5) расходы на промо-компании;
6) иные расходы;
Среди предложенного разнообразия
затрат можно выделить только пункт (2), который не будет изменяться вне
зависимости от того проводится акция в интернете или только реальном
пространстве. Все остальные категории изменять будут. Посмотрим, каким
именно образом.
1) ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРНЕТА В АКЦИИ
Самый удобный для всех сторон вариант.
Обосновать его отсутствие в смете намного проще, чем необходимость,
потому как ни «лишних» расходов ни действий производить нет
необходимости. А главное, не нужно тратить время на изучение нового
канала, носителей, методов учета статистики и т.д.
Правило №1: Тише едешь –
больше не будешь. Интернет молодая и очень динамичная среда, отказ от
ее использования сейчас может обернуться или риском потери лидирующих
позиций в этом канале и, в последствие, большими затратами для выхода
на уже развитый рынок.
Что происходит со сметой: - изменений нет
Что происходит с эффективностью: - изменений нет
2) ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА В ИНТЕРНЕТЕ
К разговору о неполном (одном из вариантов неправильного) использования
интернета. Скорее всего, аудитория будет привлекаться на страничку с
новостью на корпоративном сайте клиента. Даже если такая страничка
будет опубликована на отдельном домене (имитация промо-сайта), пользы
будет ровно столько же – примерно 0,0%. Адрес домена www…ru данный в
печати, на наружной рекламе, в прессе, на телевидении имеет примерно
такую же результативность.
В чем же тут ошибка? Ошибка даже не
столько в том, что не используются возможности интернета. Допускается
еще более грубая ошибка, основанная на незнании. Перетащить человека из
интернета в оффлайн или в обратную сторону – очень сложно. Если в
онлайне пользователь будет получать только информацию об акции,
вероятность его появление в том месте, где необходимо организаторам
снижается. Проще говоря – чтобы человек, как существо по натуре
ленивое, оторвал пятую точку от кресла, необходима очень хорошая
адреналиновая встряска. Обеспечить такую встряску может:
а) яркий креатив акции (идея);
б) броский дизайн (визуализация).
Но даже при таком подходе, все равно, останется достаточно большой процент аудитории, который не клюнет даже на яркий креатив.
Чтобы не тратить время и средства
даром, на вытаскивание этой категории из виртуального бессознательного
состояния необходимо обработать его в интернете. Как говорится, куй
железо не отходя от кассы. Но об этом подробно в следующем варианте
участия интернета в коммуникационном миксе, а пока изменения в смете.
Что происходит со сметой:
В отличии от первого варианта, где смета не изменяется. Здесь в смету дополнительно включается:
- подготовка странички (возможно, на отдельном домене);
- рекламная баннерная поддержка.
Итого бюджет растет.
Что происходит с эффективностью:
Объективно все будет зависеть от содержания акции, креатива и
удачи. Тут важно учитывать, что простое увеличение бюджета не дает
гарантий увеличения показателя ROI, так как проинформировав об акции
пользователей в интернете к самой акции мы их этой информации привлечем
не гарантированно.
Более того, самостоятельное, без поддержки экспертов использование
нового канала может быть вредоносным. Интернет – скоростной канал
обмена информацией. Если здесь допускается ошибка – она моментально
«разлетается» сообщениями по всему рунету. Цена одной ошибки в этом
случае будет высока.
Правило №2: Самостоятельный поиск новых путей без оглядки на накопленный рынком опыт по эффективности равносилен изобретению велосипеда.
3) ИНТЕРНЕТ – ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОМО-АКЦИИ
Самый эффективный вариант. Интернет здесь выступает частью
комплексной акции. Помимо эффекта от каждой из составляющих общего
плана, появляется еще синергетический эффект, увеличивающий отдачу от
каждого отдельного элемента кампании.
Но подробно здесь мы
останавливаться не будем, так как все сказанное в следующем варианте
использования интернета будет верно и для этого. Преимущество комплекса
– получение более высокой отдачи от всей кампании за счет проявления
синергетического эффекта.
Правило №3: Наибольшая эффективность гребли достигается не столько кол-вом гребцов, сколько единым вектором приложения их сил.
Что происходит со сметой:
Общая смета растет на величину затрат на интернет, но эти затраты с лихвой окупаются, благодаря росту эффективности.
Что происходит с эффективностью:
См. следующий вариант использования интернета и умножай на 1,5.
4) ВСЯ АКЦИЯ ПРОХОДИТ ТОЛЬКО В ИНТЕРНЕТЕ
Мы отметили, что самый эффективный вариант применения интернета – это
участие его в общем комплексе. Однако четко описать его преимущества, а
главное, сформулировать квинтэссенцию этого продолжительного монолога
(малобюджетность) удобнее, рассматривая интернет отдельно. Что мы и
сделаем, рассматривая этот вариант.
Итак, вернемся к классификации расходов и подробно обсудим каждую из составных частей.:
4.1) расходы на подготовку: Снижение расходов на подготовку
определяется отсутствием необходимости разработки дизайн-макетов для
печати, цвето-пробы и печать. Такие факторы, как формат, точная
подгонка цветов, нереальные сроки, полноцветность могут составлять
значительную стоимость печати.
Более того, полиграфия предьявляет серьезные требования к аппаратуре
для получения исходных материалов для дизайна. Полиграфия предъявляет
очень строгие требования, как к дизайнерам, так и печатникам и
аппаратуре на которой происходит работа.
Все это значительно увеличивает стоимость.
Что касается компьютерной
графики, то требования здесь намного проще. Конечно, сроки разработки
дизайн-концепции изменить местом приложения (интернет или полиграфия)
трудно, однако, затраты времени на специальную обработку и предпечатную
подготовку равны нулю.
Вернемся на секунду к
комплексному подходу. Если мы говорим об участии интернета в общем
комплексе, что уникальная дизайн-концепция для интернета не требуется.
Требуется только грамотная адаптация дизайн-концепции акции для
перенесения ее в интернет-медиа.
Основная стоимость в этой части сметы закладывается в разработку промо-сайта. Обязательными элементами которого должны быть:
а) яркий промо-дизайн (creative design);
б) продукт - центральный элемент сайта (product);
в) интерактивные правила акции и призы (benefits);
г) регистрационная форма (marketing base registration);
д) програмные и flash модули конкурсов и/или викторин и т.д. (interactive communication);
е) внутренняя программа управления сайтом и базой регистрантов (administration / CMS);
ж) форма обратной связи (feed back, FAQ);
з) техническая информация (правила, адреса ЦВП и т.д.) (terms,legal).
Стоимость создания промо-сайта зависит от трех основных факторов:
а) что вы хотите видеть на сайте
б) есть ли готовые дизайн-макеты или нужен уникальный дизайн
б) кто будет разрабатывать промо-сайт
У студентов можно сделать сайт за $300-500
Молодые компании могут предлагать его от $1500 без уникального дизайна.
Проверенные временем и обросшие рекомендациями компании займутся
промо-сайтом при бюджете на его разработку от $2500. Определение
стоимости разработки промо-сайта происходит обычно после составления
технического задания.
Почему такая разница в ценах –
для российского менталитета стоимость опыта, налаженных процедур,
инструментов равна примерно нулю. Если вы готовы за это платить, то в
работе с опытными компаниями вы оплачиваете включенные в стоимость
аналитику, сценарий и гарантии того, что приобретаете качественный
продукт. В работе с частными лицами гарантии вы не оплачиваете,
соответственно не получаете их.
4.2) Расходы на призы
Еще раз уточним, что расходы на предложения (призы) в ходе промо-акции не изменяются.
4.3) Расходы на коммуникацию в ходе промо-акции:
4.3.1) Стоимость привлеченияДля того чтобы предметно обсуждать вопрос приведем некоторые цифры.
Для крупных медийных размещений (по данным интернет площадок):
а) Пример: Yandex
Средняя стоимость 1000 контактов на портале Яндекс: $1,5 - $2,0
Средняя стоимость "активного" пользователя (который перешел по рекламной ссылке): $0,65.
б) Пример: Subscribe:
Средняя стоимость 1000 контактов – $3.6
Перехода - $0.87
в) Для сравнений средняя стоимость контакта для Москвы по традиционным каналам коммуникации приводится здесь:
http://www.brandmedia.ru/serv.php?idP=&idP1=51&idP2=281&idP3=553&PHPSESSID=b6722091f328d98636243c16a3c64117
г) И еще важная информация. Если мы говорим не о
крупно-форматных размещениях на сайтах общенационального масштаба, а о
точечном медиа-планировании, то есть, выбираем сайты с наибольшим
уровнем концентрации целевой аудитории и строго совпадающие с тематикой
рекламируего продукта, то стоимость 1000 контактов сразу возрастает до
$10, а средняя стоимость перехода колеблется между значениями $1,5-$2,5.
Итого: по стоимости привлечения интернет где-то обходит традиционные
каналы, где-то примерно сравнивается. Но по качеству контакта (по
степени вовлеченности, интернет обходит все другие каналы коммуникации).
4.3.2) Стоимость прямой коммуникации
Сюда закладывается и стоимость промоутеров и стоимость кол-центров
и прочая полезная информационная сопроводиловка, чтобы
заинтересовавшийся представитель ЦА не чувствовал себя потеряным.
Для экспертов, обладающих
опытом, построить процесс коммуникации в интернете не составляет труда.
При этом инструментарий, практически не ограничен. При интернет
позволяет серьезно экономить. Например, при привлечении известных
личностей: от них требуется только согласие и фото, размещаемое на
сайте. Вести дискуссию от их лица может специально подготовленный
сотрудник клиента или агентства. На промо-сайте публикуется только
фотография, а кто скрывается под этой фотографией – это уже решают
организаторы. Пользователи этого не знаю.
Нет необходимости отвечать на
запросы пользователей в режиме реального времени (аналог call-center).
Пользователи оставляют свои вопросы, вопросы отсматриваются
редакторами, на них составляются ответы и публикуются в формате ЧаВо
(частые вопросы - FAQ) или ответы отправляются лично на почту задавшего
вопрос.
Таким образом, помимо правил акции – она обрастает дополнительными
вопросами от ЦА. Их публикация на промо-сайте для ЦА означает:
а) внимание к ним со стороны бренда, что повышет brand loyalty
б) более понятные правила акции, что увеличивает коэффициент конвертации в участника
Для организаторов такие вопросы-ответы:
а) оценка качества отклика ЦА
б) оценка идеи акции – на сколько она доступна для восприятия, требуются ли корректировки
Закрывать все эти функции вместо
промоутеров и целого call-center может один человек. Основные расходы
по этой части сметы будут заложены в привлечение аудитории к
промо-сайту (см. п4.3.1). В рамках ограниченного времени
воспользоваться можно только прямой медийной рекламой или легальными
средствами direct-marketing. Инструменты длительного действия -
оптимизация под поисковики, pr, статьи могут идти фоном, если это
позволяет бюджет, но основа привлечения аудитории к акции в медийке.
4.4) Расходы на ведение/управление проектом.
Основное преимущество правильно построенной схемы акции заключается в
том, что с момента ее запуска до момента выбора победителя/победителей
необходимо следить только за правильностью размещения рекламных
материалов.
Привлечение аудитории,
регистрации, сбор маркетинговой базы – все осуществляется в
автоматическом режиме. Отслеживать правильность прохождения акции под
силу одному специально обученному сотруднику. Конечно, во
взаимодействии с командой разработчиков и профессионалов, которые
отвечают за проектирование, создание и работоспособность web-систем,
обеспечивающих этот автоматизм.
Этот же сотрудник может отвечать
на вопросы, выбирать победителей и т.д. но в любом случае, эта часть
сметы во много раз меньше, так как не включает в себя:
- работу супервайзеров;
- дополнительную нагрузку на мерчандайзеров (если акция в местах продаж);
- работу call-centers;
- почтовую пересылку регистрационных форм;
- сбор, анализ и аккумуляция регистрационных форм
и т.д.
Под вопросом остается также работа ЦВП.
Здесь тоже можно съекономить без ущерба для общей эффективности.
С нашей точки зрения наиболее
правильными вариантом выдачи призов можно считать организацию
мероприятия в рамках одной из крупных точек продаж. Но самым бюджетным
вариантом будет выдача призов в офисе Клиента. С обязательно
фото-сессией победителя и публикацией этой информации на промо-сайте
(brand loyalty).
4.5) Расходы на промо-компании
Здесь трудно что-либо сказать.
Каждый принимает решение самостоятельно, с кем ему работать.
Соответственно регулирование расходов на промо-компании находится в
ведении исключительно самого Клиента и к теме нашего разговора имеет
только косвенное отношение.
Как выбирать партнера, по каким параметрам определить профессионализм – это тема отдельного разговора.
4.6) Иные расходы.
Мягкая формулировка для описания случаев демонстрации слабости
человеческой натуры перед соблазном обладания не принадлежащего этой
натуре предмета.
Сказать можно только одно –
если призы выдает сам Клиент в своем офисе. Этот пункт сметы может быть
также смело нивелирован в нашем малобюджетном варианте.
Что происходит со сметой:
Итого наша смета может состоять всего лишь из трех пунктов:
1) подготовка – разработка идеи и создание промо-сайта;
2) привлечение к акции – рекламная поддержка;
3) призы – кол-во определяет клиент;
Исходя из опыта нашего Агентства минимальный бюджет для качественного
выполнения поставленной задачи $10-15k. При этом финальная стоимость во
многом зависит от следующих факторов:
1) сфера деятельности, отрасль Клиента (требования к "раскрученности" темы в интернете);
2) кол-венные показатели присутствия ЦА в интернете (требования к охвату);
3) наличие интернет-community с высокой концентрацией представителей ЦА (требования к наличию таких сайтов).
Что происходит с эффективностью:
Стоимость качественного контакта может составлять от $0,36.
Причем это значение расчитывается не для всех узнавших об акции -
это стоимость за человека, проявившего активного интерес к содержанию акции.
Средним значением конвертации –
посетитель участник принято считать – 2%. Однако, как показывает
практика, правильное планирование акции и точное информационное
попадание в ЦА дает показатель конвертации до 15%. Но, очевидно, это не
предел. Над преодолением этого рубежа мы активно работаем. Самые лучшие
результаты достигаются в работе с клиентами которые готовы на
эксперименты, готовы к обмену мыслями, идеями, готовы на риск.
Если рассматривать не стоимость
контакта, а стоимость участия человека в акции, то по данным
независимых экспертов, стоимость контакта для Москвы при проведении
промо-акции с участием персонала (организация, персонал, костюмы,
раздаточный материал, призы) начинается от $1 за качественный контакт и
имеет среднее значение – $6. Среднее значения для интернет акций – $4-6
(при кол-ве участников 4,5тыс. – 2,5тыс. человек).
Итого мы имеем ситуацию при которой. Организация промо-акции в интернете возможна:
а) в рамках малобюджетных кампаний
б) при ограниченном времени (время на подготовку – не более 2-х недель)
в) при налиции ЦА в интернете
г) эффективность кампаний или повторяет или превосходит по эффективности
Наиболее эффективно
использование интернета для следующих отраслей, продуктов или услуг.
Расматриваем только потребительский уровень. Промышленные или оптовые
товары/услуги рекомендуется продвигать средствами direct-marketing или
direct-sales:
1) Компьютеры и интернет;
2) Автомобили и смежные сферы (продажи, обслуживание, ГСМ);
3) Все категории товаров FMCG;
4) Мобильные телефоны, связь;
5) Все, что связано с "женской тематикой";
6) Бытовая техника;
7) Финансовые услуги (кредиты, вклады, дебетовые и кредитные карты);
8) Путешествия, туризм;
9) Спорт
и т.д. по убыванию популярности.
И еще немного статистики. По
разным оценкам население рунета сейчас составляет 15-17 млн.
пользователей. Сред москвичей – 45% пользователей. Среди питерцев –
18%. По регионам, конечно, значительно меньше. Результат –
общероссийкий охват – 15%.
5) ДВА СЛОВА ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
Не хочется заканчивать грустной нотой, но предостеречь необходимо
обязательно. Иначе на волне оптимизма, можно окунуться в красочно
расписанный мир интернета и оказаться в числе тех, кто уже обжегся
работой с непрофессионалами, после чего зарекся использовать интернет.
Интернет слишком быстрый
информационный канал, чтобы позволять себе допускать ошибки, тем более
ходить по граблям, разбросанным предшественниками.
Чтобы не перейти в их число
обязательно необходимо потратить достаточное кол-во времени на анализ
рынка. Выделить лидеров, выписать основные характеристики аусайдеров и
найти представителей золотой середины. Их профессионализм не ниже, а
зачастую и выше, чем у лидеров, а стоимость услуг намного разумнее
(perfect quality for reasonable price).
Лучше качество определяется
прежде всего перечнем реализованных проектов, незашоренностью в выборе
методов решения поставленных задач, а главное – желанием работать.
Правило №4: Семь раз отмерь – но если нет в глазах огня, результат
предсказуем.
Тема представителей интернет-рынка тема для отдельного разговора, который мы с удовольствием продолжим.
Итак, подытоживая. Эффективность интернета –
определена. Необходимость использования подтверждается данными
статистики, а не слепым следованием за конкурентами и лидерами. Под
каждую акцию необходимо проводить оценку – эффективно ли включение
интернета в маркетинг-микс.
Такую оценку могут дать профессионалы. Поиск таких профессионалов
– первоочередная задача. Наибольшая эффективность достигается при
использовании интернета в комплексе инструментов BTL-акции.
При проведении промо-акции полностью и только в интернете по
показателям эффективности он начинает серьезно теснить традиционные
инструменты BTL. Причем и по общему бюджету и по расчетным показателяем
эффективности. Будучи разумными существами, мы никогда не кричим, что
интернет - это наше все. Что кроме интернета на рынке рекламы скоро
ничего не будет. Конечно, никуда не денутся ни радио, ни телевидение, а
товары все также еще долго будут продаваться в магазинах.
Но не использовать интернет сейчас уже не благоразумных ход, а
весьма неблагоразумный стратегический шаг, способный обернутся в
будущем серьезными затратами.
За сим, искренне Ваш с надеждой на продолжение разговора.
Николай Киселев, Рекламное Агентство "ГРЭЙП" http://www.grape.ru/agency/library/11733.html
|