Регулярные количественные
исследования помогают компаниям сориентироваться на стадии
стратегического планирования рекламных акций. Какую форму BTL-услуг
выбрать, для каких целевых групп та или иная акция будет оптимальна,
где лучше размещать информацию о проводимой акции?
Особенностью
BTL-коммуникаций является их схожесть с повседневным межличностным
общением. Продавец или консультант в качестве носителя информации о
продвигаемом товаре оказывают более позитивное влияние на потребителя,
чем традиционные медианосители, поскольку при непосредственном общении
покупатели начинают воспринимать продавца как знающего соседа, друга и
т. п. Поэтому неслучайно респонденты считают информацию, полученную в
местах продаж и от продавцов-консультантов, почти такой же полезной,
как советы родных, друзей, знакомых, оказывая BTL-инструментам
значительно большее доверие, чем традиционным СМИ – ТВ, прессе и радио (см. диаграмму 1).
ДИАГРАММА 1. Источники информации при покупке продуктов питания, напитков (Россия, 2005 г.)
Однако существует несколько мифов о
«неэффективности» BTL-коммуникаций, которые иногда заставляют
отказаться от идеи использования BTL в самом начале проекта. Что это за
мифы и чему верить?
Миф 1. Акция охватывает небольшую аудиторию, и как результат – низкая отдача от нее
По
данным регулярного исследования TGI-Russia, за последние три месяца
хотя бы в одной BTL-акции участвовали 17,4% россиян и 23% москвичей
старше 16 лет (TGI-Russia, I квартал 2006 года), что составляет порядка
10 млн человек в целом по России и 2 млн – по Москве. Причем желающих
участвовать еще больше – 28% и 30% соответственно. Согласитесь, это
неплохой результат с учетом того, что в данном случае гарантируется,
что контакт с потребителем произойдет, он узнает о товаре, плюс к этому
– можно надеяться на долгосрочные отношения с целевой группой.
Наиболее
популярный среди покупателей тип BTL-акций – подарок за покупку или
скидка, причем число респондентов, желающих принять участие в такой
акции, превышает реальное количество участников. При этом потребители
отдают предпочтение промо-акциям, при проведении которых приз или
скидка являются гарантированным вознаграждением (можно «за сделанную
покупку получить пробную упаковку другого товара»). Однако иногда это
имеет негативные последствия для самого BTL-рынка – критики упрекают
BTL в том, что раздача призов привлекает именно малообеспеченные слои
населения. Отсюда следующий миф.
Миф 2. BTL – «приманка для бедных»
На практике же оказывается, что это не так (см. диаграмму 2).
Согласно результатам исследования TGI-Russia, участие в BTL-акциях
прямо пропорционально доходу населения – чем выше доход, тем выше доля
участвующих (16% в самой низкодоходной группе против 25% среди наиболее
обеспеченных россиян). И это можно объяснить. Во-первых, низкий доход
не позволяет купить достаточное количество товара для получения приза,
а во-вторых, сами организаторы акций стараются избегать контактов с
неперспективными сегментами потребителей.
ДИАГРАММА 2. Участие в BTL-акциях в зависимости от уровня личного дохода (Россия, I квартал 2006 г.)
Приятно отметить и тот факт, что высок процент участия в промо-акциях людей с высокой потребительской активностью (см. диаграмму 3), то есть тех, кто активно покупает различные товарные услуги и тратит больше других на их приобретение (сегментация «КОМКОН»).
ДИАГРАММА 3. Участие в BTL-акциях в зависимости от уровня потребительской активности (I квартал 2006 г.)
Миф 3. BTL – «удел домохозяек»
Еще
один миф, с которым приходится сталкиваться компаниям, – это
утверждение, что в рекламных акциях участвуют «домохозяйки», пассивные
люди, которые не работают, обладают большим количеством свободного
времени, чтобы выполнять все условия участия в акциях. Кто же те люди,
которые склоны участвовать в BTL-коммуникациях?
Женщины активнее
мужчин участвуют в промо-акциях, однако говорить, что это только
домохозяйки, никак нельзя: 34% – это мужчины, подавляющее большинство
из них работает (см. диаграмму 4). Причем молодые люди в возрасте 25–34 лет активнее других.
ДИАГРАММА 4. Социально-демографический портрет участников BTL-акций
Участники акций – преимущественно люди с
высшим образованием (доля высокообразованных людей среди участников
намного выше, чем среди всех россиян в целом).
Однако если целевой
аудиторией являются, например, мужчины, то надо отметить, что они не
так активно участвуют в BTL-коммуникациях. Это не значит, что стоит
забыть о BTL и использовать лишь традиционную рекламу. Существуют
«мужские» и «женские» акции, где соотношение мужчин и женщин
значительно меняется в зависимости от вида акции.
Так, например,
«мужскими» являются BTL-коммуникации, связанные с техникой, мобильными
телефонами, отправкой SMS: «участие в играх и конкурсах на радио»,
«участие в розыгрыше лотереи через SMS-сообщения». Примечательно, что
«мужской» характер носит акция «купить товар одним из первых и получить
за это подарок», нацеленная на инстинктивное стремление к первенству, к
лидерству мужской части населения.
«Женскими» акциями являются: «за
сделанную покупку получить пробную упаковку другого товара», «купить
упаковку товара прежнего объема за более низкую цену», «попробовать
действие прибора, хозяйственного средства», «получить пробник в подарок
(без покупки)».
Есть акции, привлекающие молодых или пожилых людей,
жителей столицы или периферии. Безусловно, это лишь общие
закономерности. В реальности многое зависит от задействованного
продукта, от привлеченных медиа и использованного в акции креатива.
Однако нельзя без дополнительного анализа говорить о неэффективности
BTL для различных целевых групп.