С чего начать На первый взгляд, искать промоутеров проще всего через кадровое агентство или компанию, занимающуюся подготовкой и проведением промо-акций. Но во многих случаях это не выгодно. Как правило, рекламные и кадровые агентства берут за свои услуги 15% от суммы выполненных работ. Но при этом серьезные фирмы устанавливают нижний предел своего гонорара: например, в $1000 или $2000. Если компании требуется два промоутера на четыре часа, им нужно будет заплатить всего $40. Так стоит ли в этом случае переплачивать агентству? Разумеется, нет. Поэтому, когда промоутеров требуется менее десяти, а промо-акция длится один или несколько дней, проще обойтись своими силами. Поиск лучше вести на работных Интернет-сайтах - там всегда можно найти резюме промоутеров. Главное, чтобы все они уже имели опыт работы. В противном случае, придется потратить много времени на их обучение, а результат может оказаться далеким от ожиданий. Лучше нанимать девушек - они более ответственно подходят к своей работе. Для проведения акции вам потребуются и супервайзеры - специалисты, которые будут контролировать работу промоутеров (один супервайзер на 5-6 промоутеров). Их можно найти на тех же сайтах. Стандартная ставка оплаты труда промоутера составляет $4-5 в час, супервайзера - $5-6 в час. Есть и еще один вариант поиска. Многие супервайзеры имеют свои, сложившиеся "команды" промоутеров и всегда готовы привести их за собой. Значит, ищите супервайзера!
Пик сезона Если вы проводите акции редко, заниматься поиском промоутеров каждый раз придется "с нуля". В промоутеры, как правило, идет молодежь 15-20 лет - старшеклассники, студенты первых курсов, люди без определенных занятий, ищущие постоянную работу. Поэтому ротация промоутеров идет постоянно. Поработав несколько месяцев, одни уходят, на смену им приходят другие. Поиск надо начинать как минимум за неделю до старта акции. Сложнее всего найти промоутеров летом, начиная с середины июня, когда молодые люди, сдав очередную сессию или выпускные экзамены, разъезжаются в отпуска. Также сложно привлечь персонал в период с 10 декабря по 2 января, когда компании проводят максимальное количество промо-акций. В пик сезона, перед новогодними праздниками профессиональный промоутер может стоить в два раза дороже.
Кастинг На кастинг нужно приглашать в 1,5 раза больше промоутеров, чем необходимо для акции. Кто-то не подойдет по внешним данным, кто-то не справится с тестовым заданием. Как правило, из участников кастинга для акции подходит не более 70% . Сначала промоутеров оценивают по внешним параметрам. Большинство компаний стараются нанимать девушек с внешностью модели. Их услуги стоят дороже - примерно $10 в час. Но, как правило, достаточно, чтобы у промоутера была приятная внешность. В процессе кастинга претендентам дают текст, который они должны будут произносить во время акции. После того, как они запомнят "речевку", нужно попросить прочитать ее перед всеми собравшимися. На этом этапе отсеивают тех, кто ведет себя скованно, запинается или не умеет улыбаться. Важно в буквальном смысле "заглянуть промоутерам в глаза". Предпочтение лучше отдать тем, у кого они "горят" и кто делает свое дело с удовольствием, а не с "натянутой" улыбкой. В среднем, один кастинг можно провести за 20-30 минут. Если же компания предъявляет завышенные требования к претендентам, он может затянуться на 2-3 часа.
Ролевые игры Еще один способ проверки претендентов - ролевые игры. Одному человеку поручают роль "покупателя", другому - "промоутера". Задача "покупателя" - задать как можно больше каверзных вопросов о рекламируемом продукте. "Промоутер", в свою очередь, должен правильно на них ответить. Конечно, до начала тренинга будущим сотрудникам надо рассказать о том, какие вопросы могут задавать покупатели в процессе проведения промо-акции и какие варианты ответов существуют. После первой игры участники должны поменяться "ролями" и отрепетировать все еще раз. На этом этапе можно выявить "лучших их лучших".
Внимание к мелочам После того, как команда сформирована, промоутеры заполняют анкеты. Помимо фамилии, имени, отчества, контактного телефона, места проживания и паспортных данных, они должны указать свой рост и вес, а также точный размер одежды и обуви. Это очень важно, так как униформа, сшитая "на глазок" может не подойти. И это поставит под угрозу срыва все мероприятие. В анкете обязательно должен быть пункт о том, какое время работы удобно сотруднику. Многие молодые люди в дневное время заняты учебой и не могут участвовать в акциях. Зато они с удовольствием поработали бы вечером или ночью. И еще один важный момент - до проведения акции промоутеры не должны менять внешность.
-
В практике нашей компании был такой случай. Клиент - производитель средств для бритья - отобрал красивых молодых людей для промо-акции за месяц до ее старта. В назначенный день они пришли на работу, но, увидев их, представитель компании-заказчика пришел в ужас - за прошедший месяц юноши, которым предстояло рекламировать бритвенные станки, успели отрастить бороды!
Все под контролем Со всеми промоутерами оформляется трудовой договор. В нем оговариваются обязанности сотрудника, дни и время, в которое он работает. Правда, заключение договора не гарантирует того, что в назначенный час человек прибудет на место. И застраховаться от этого никак нельзя. Поэтому лучше иметь в резерве несколько "запасных игроков". Однако их нужно как-то мотивировать. Иначе "запасные" могут устроиться на другую работу или попросту отключат свой мобильный. В своей компании мы нашли радикальное решение этой проблемы: резервные промоутеры гарантировано получают деньги даже за… безделье. Но получают они их только в том случае, если постоянно находятся на связи и готовы в течение 30 минут "десантироваться в горячей точке". Дважды в день - за час до начала промо-дня и после окончания первого промо-часа они должны прислать сотруднику кадровой службы SMS?сообщение: "Иванова. Работать готова. На связи", "Трофимов. Работать готов. На связи" и т.д. Продолжительность работы одного промоутера не должна превышать четырех часов. Если акция предполагает более долгое присутствие сотрудника на "точке", лучше организовать работу в две смены. Каким бы ответственным ни был нанятый вами промоутер, через 5-6 часов непрерывного труда он устает и его внимание рассеивается. Супервайзеры контролируют работу промоутеров. Они планомерно объезжают все точки, в которых идет акция, подвозят туда необходимые промо-материалы и смотрят, как работают "рядовые". В среднем, в день супервайзер может посетить до 5-7 магазинов или до 10-ти точек, если речь идет об уличных мероприятиях. В первую очередь, он проверяет присутствие персонала на рабочем месте. За время четырехчасовой смены промоутеру полагается два пятиминутных перерыва. Если он отсутствует более пяти минут, это считается нарушением. Кроме того, супервайзер оценивает, насколько активно работает промоутер, как он общается с людьми, правильно ли произносит текст речевки.
Двойной агент Иногда в результате проверок "на поверхность" всплывают интереснейшие факты. В R&I GROUP работала промоутер Анна. Она участвовала в трехнедельной акции в одном из супермаркетов "Седьмой континент". С 16.00 до 20.00 она должна была рекламировать сыр Х. Проверки в первую неделю работы показали, что Анна работает хорошо, но постоянно начинает работу с пятиминутной задержкой. Девушка обещала исправиться. Но на второй неделе повторилось то же самое. Оказалось, что в том же магазине с 12.00 до 16.00 другое агентство проводит акцию по рекламе сыра У, и Анна работает еще и на том проекте. То есть первые четыре часа она хвалила сыр У и ругала сыр Х, а потом переодевалась в другую униформу и во второй половине дня хвалила сыр Х, ругая сыр У. Естественно, она сразу же была снята с проекта.
Чтобы промоутеры лучше выполняли свою работу, в каждом договоре должны быть зафиксированы виды и размеры штрафов за потерю униформы, курение на рабочем месте и т.д. Если компания проводит краткосрочную акцию, штраф может равняться сумме часовой или дневной ставки промоутера. Если же проходит долгосрочная акция (в течение нескольких недель), сотрудник может быть оштрафован на большую сумму - вплоть до его недельного заработка.
Или все-таки в агентство? Если компания проводит пару промо-акций в год, и их продолжительность не превышает 3-5 дней, можно без труда найти промоутеров и организовать работу, используя приведенные рекомендации. Но если акция длится дольше или краткосрочные акции идут одна за другой, обойтись своими силами будет сложно. Найти 50-100 промоутеров не просто. К тому же они постоянно "мигрируют", кто-то безответственно подходит к выполнению условий договора. Поэтому не факт, что состав, с которым вы начинали акцию, "доживет" до ее конца. Скорее всего, вам придется постоянно вербовать новобранцев. Если вы не готовы брать это на себя, лучше обратиться в специализированное агентство. Главное достоинство агентства - оно страхует вас от возможных проблем. Если сотрудники вдруг не выходят на работу, в агентстве гарантируют их быструю замену за свой счет. При выборе агентства, в первую очередь, нужно обратить внимание на его послужной список - проведенные акции. Кроме того, можно устроить менеджеру агентства небольшую проверку. В начале беседы вы говорите ему: "Нам нужно 50 промоутеров". А через некоторое время спрашиваете: "Сколько промоутеров вы приведете на кастинг?". Если менеджер удивится и скажет - "Пятьдесят, как вы просили!" - это плохо и свидетельствует о его непрофессионализме. Как говорилось выше, в процессе кастинга "отбраковывается" до 30% претендентов.
Мероприятие
|
Задача
|
Необходимое количество промоутеров
|
Выставка
|
Работа с клиентами на стенде компании
|
1-2
|
Выставка
|
Работа на стенде компании, привлечение клиентов при входе на выставку
|
2-5
|
Открытие магазина; продвижение продуктов, продаваемых в одном магазине
|
Привлечение внимания людей в непосредственной близости от магазина
|
5-20
|
Продвижение продукта, продаваемого в сети магазинов
|
Привлечение внимания представителей целевой аудитории к продукту
|
10-100
|
Масштабная промо-акция по продвижению продукта в разных городах
|
Привлечение внимания представителей целевой аудитории к продукту
|
От 50 до 600
|
14-02-2006 "Элитный персонал" №6 (443) 14 февраля 2006
|