Методика составления трейд-маркетингового бюджета.
Работа по составлению и освоению бюджета-одна из неотъемлемых и важнейших задач трейд-маркетолога.
Традиционно, планирование трейд-маркетингового бюджета, начинается после утверждения плана продаж.
Сначала, выбирается портфель из продуктов, который будет продвигаться
через трейд-маркетинговые акции и BTL , после этого решается какой
процент от денежной выручки планируемых продаж (или процента от чистой
прибыли) принимается за трейд-маркетинговый бюджет. Расчёт бюджета может основываться на:
- известном годовом плане конкурентов
- выполнение прошлогоднего бюджета ,
-«воли» Владельца Компании
- плана по активной клиентской базе (из расчёта предполагаемых затрат на 1 торговую точку)
Данные по составлению бюджета на продвижение продукции (% от прибыли) по разным категориям FMCG:
-коньяки от 20% до 30%
-вина от 10% до 15%
- водка от 15% до 40%
-колбасы от 10% до 15%
-соки от 10% до 20%
- продукты «прикассовой зоны» (снэки, кофе 3 в 1, жвачки) от 15% до 20%
Если бюджет на торговый маркетинг менее 10% от планируемой прибыли - считайте что бюджета у Вас нет.
Часто, в современной рыночной ситуации, производители многих
продуктов питания, из-за сверхвысокой конкуренции, тратят большие объёмы
на трейд-маркетинг, чем на продвижение бренда.
После того, как принята фиксированная сумма бюджета Х рублей - её
необходимо разбить исходя из методик управления бюджетом, видам акций,
каналам сбыта и по времени (по-месячно или по-квартально).
Разбиение бюджета по методам управления:
Локальный бюджет.
Бюджет который рассчитывается в первую очередь*, исходя из нужд
каждого филиала (торгового дома, лояльного дистрибьютора).Локальный
бюджет тратится самим филиалом в рамках утверждённого плана мероприятий
Методика расчета.
-Рассчитывается стоимость каждой планируемой акции в каждом канале продаж, в каждой крупной точке сбыта.
-Национальный бюджет. Бюджет на всероссийские акции, осваивается из
головного офиса. Рассчитывается по остаточному принципу: Общий бюджет -
локальный бюджет = национальный бюджет.
*- любая акция рассчитанная на определённую торговую точку, будет всегда
успешнее и по затратам меньше, чем акция из "ковровой бомбардировки
канала сбыта"
Разбиение бюджета по видам акций.
Разбивается только локальный бюджет.
Задача данного разбиения бюджета трейд-маркетинга - планирование
максимального количества акций различных видов, в каждом канале.
Обычно, в перечень акций входят:
-трейд-промо
-мотивация закупщиков
-мотивация торговых команд
-дополнительная покупка торгового пространства во время сезонных всплесков продаж
Затраты которые не должны входить в бюджет торгового маркетинга:
-листинг торговых точек
-изготовление POSM
-изготовление и плата за размещение торгового оборудования
-дополнительные торговые условия (акции типа "+1","увеличение дебиторской задолженности",ретробонусы, сезонные скидки)
Разбиение бюджета по каналам сбыта.
- Проводится только внутри локального бюджета и охватывает все каналы, где планируется трейд-маркетинговая активность.
- Каждый канал разбивается как на существующие к моменту составления плана торговые точки, так и на планируемые.
Разбиение бюджета по времени.
- Каждая затрата бюджета торгового маркетинга, должна планироваться
либо на определённый месяц, либо на определённый квартал, для
мониторинга плана/факта выполнения бюджета.
Валюта и налоги.
Оптимальнее всего использовать стабильную валюту - до 2004 г - американский доллар, сейчас либо евро либо российский рубль.
Оптимально для расчета бюджета в таблице бюджета не учитывать налоги (в
частности НДС), так как они в течении года могут изменятся.
Пример составления годового трейд-маркетингового бюджета.
Анатолий Павлухин
Источник: http://www.rekcity.ru/lenta/show/5303.html |